Юрий ЁЛОХОВ: «Лес рубят – деньги летят»

25.01.2015

15 декабря 2014

О регулировании оборота древесины и декриминализации лесной отрасли мы беседуем с первым заместителем председателя комитета Заксобрания по экономике и налогам, первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Юрием Ёлоховым.

О профилактике коррупции

— Юрий Георгиевич, в октябре депутаты краевого парламента  в первом чтении приняли законопроект, которым вносится изменение в Закон «О противодействии коррупции в Пермском крае». В своем докладе на пленарном заседании вы отметили, что предлагаемые изменения коснутся только сотрудников лесничеств. Почему такая избирательность?

— Дело в том, что у лесничих достаточно широкие полномочия, в том числе проведение проверочных мероприятий арендаторов. При этом лесничие не относятся к государственным гражданским служащим, соответственно, на них не распространяются и не действуют те антикоррупционные механизмы, которые уже установлены законодательством.

Например, теоретически они могут работать по совместительству у арендаторов лесных участков, а после у них же осуществлять приемку вырубленных делянок в качестве должностного лица. Краевая прокуратура считает, что такая ситуация создает высокие коррупционные риски. После длительных обсуждений с силовиками комитет внес законопроект, которым предлагается распространить на некоторых сотрудников краевых учреждений, а именно лесников, запреты, аналогичные тем, что есть сейчас для чиновников: на работу по совместительству, возможность быть учредителем (участником) юридических лиц и получение вознаграждений от физических и юридических лиц.

— Таким образом, после принятия во втором чтении это будет очередным шагом депутатов в деле наведения порядка в лесу.

— Совершенно точно. Продолжаем улучшать законодательство. Можно говорить о том, что за последние пять лет объем незаконных рубок вырос почти в два раза. Если говорить о стране в целом, то в год незаконно добывается более одного миллиона кубометров древесины, а это потери федерального бюджета около 13,5 миллиарда рублей. Но, кроме того, что это незаконно срубленная древесина и недополученные бюджетом деньги, это еще и бардак, который остается после таких «серых» лесорубов, из-за которого лес на этом месте еще долго не растет. Такой ущерб подсчитать трудно. Просто больно смотреть.

О регулировании оборота древесины

— В декабре прошлого года были внесены изменения в Лесной кодекс РФ, из-за чего краевые парламентарии не смогли принять вашу с губернатором инициативу по регулированию оборота древесины. Можно ли уже говорить о каких-то сдвигах?

— Действительно, до этого года на федеральном уровне не было нормативного правового акта, который бы установил порядок обращения древесины. В случаях, когда правила не установлены на федеральном уровне, их можно установить в регионе. По такому пути пошли 13 субъектов РФ: правила оборота древесины установили своими законами.

Был разработан проект краевого закона «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины»: пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательному учету в краевом министерстве, а древесина, проходящая через эти пункты, регистрируется на входе и выходе. Был прописан перечень документов, которые должны сопровождать древесину при ее транспортировке. Все сведения должны были быть занесены в Единую информационную систему. Теоретически благодаря этому порядку должна была быть понятна судьба каждого дерева от пня до продукта переработки. Согласованная редакция проекта закона была внесена мной и губернатором в ноябре прошлого года, однако в декабре были приняты изменения в Лесной кодекс РФ. Принятие нашего проекта регионального закона было бы уже превышением полномочий. Задача принятых изменений — контроль за вывозом древесины от момента заготовки до ее переработки, то есть это регулирование оборота древесины на федеральном уровне.

Говорить о результатах принятия совсем рано: части закона вступают в силу в разное время: некоторые нормы вступают в силу только с января следующего года, есть и те, которые вступают в силу с июля. Система еще не заработала. К тому же нет четкого представления, как это будет применяться на практике. К этому закону должны быть приняты подзаконные акты: больше десяти постановлений федерального правительства как раз о том, каким образом закон необходимо реализовывать, однако эти постановления еще не приняты.

В Законодательном Собрании  есть постоянно действующая рабочая группа по природопользованию, обсуждали на ней с силовыми структурами регулирование оборота древесины, установленное Федерацией. Представители краевой полиции говорят, что да — нововведения предусматривают учет древесины до вывоза из леса, транспортировку, подачу декларации, занесение данных в Единую информационную систему. Однако это не всё: регулируется оборот только круглой древесины и только до момента, когда древесина попала в пункт переработки, то есть оборот продуктов лесопереработки не отслеживается и не контролируется. Между тем именно большая сеть пилорам, а у нас в крае их чуть больше 1600, создает условия для приема, быстрой переработки и сбыта незаконно добытой древесины — это бесконтрольный оборот древесины. Поэтому региональная полиция предлагает упорядочить деятельность малых лесопильных комплексов, создать систему учета продуктов переработки древесины. Соответствующий проект закона ими уже разработан. Прокуратура считает, что в связи с изменениями Лесного кодекса РФ региональные полномочия ограничены. И принимать такой закон нельзя. К тому же, по мнению прокуратуры, это будет дополнительным бременем для предпринимателей. Провели уже несколько рабочих совещаний, к единому мнению пока не пришли.

О запрете на сделки с древесиной, предоставленной гражданам

— Вы сказали, что на территории края функционирует больше полутора тысяч малых лесопильных комплексов. Краткосрочной аренды Лесным кодексом РФ не предусмотрено, а малые лесопильные комплексы работают. Вопрос: где они берут материал?

— Скупают у граждан. По оценкам краевого министерства природных ресурсов, до 95 процентов деловой древесины, предоставленной гражданам для собственных нужд, перепродается ими и уходит в теневой оборот.

В прошлом году в региональном законе был установлен запрет на нецелевое использование древесины, предоставленной гражданам для ремонта и строительства домов. Эти изменения вступили в силу с 29 ноября прошлого года, проверка целевого использования может быть проведена после истечения сроков действия договоров, которые в большинстве случаев заключаются сроком до 1 года. Проверка заключается в выяснении, построен дом или нет, проверять, сколько процентов составляет древесина от всего дома и надворных построек, никто не будет. За год до этого вносили изменения в этот же закон: убирали из закона слова «в деревянном исполнении». Однако с 1 февраля этого года вступили в силу изменения в Лесной кодекс РФ, которыми прямо установлен запрет на куплю-продажу, мену, дарение и иные сделки с древесиной.

Искренне считаю, что дом должен быть построен, и точка: неважно, из чего он построен. Семья могла половину заготовленной древесины направить на строительство дома, а половину продать, чтобы оплатить труд рабочих. Или продать всё и купить на эти деньги кирпичи, и дом у них будет кирпичный.

Для того, чтобы эти малые пилорамы продолжали работать и их деятельность была чиста с точки зрения закона, необходимо продумать или возможность краткосрочной аренды лесных участков, или предоставление в аренду лесных участков, не очень больших по площади.

О предложении об освобождении от уплаты НДС

— Юрий Георгиевич, обсуждаются ли на рабочих совещаниях, рабочей группе еще какие-то законодательные инициативы?

— Есть налогоплательщики, для которых возмещение НДС стало само по себе бизнесом, источником дохода. Речь идет о налоговых вычетах, которые предъявляются в большем объеме, чем уплачиваемая сумма налога, и которые таким образом подлежат возмещению. По мнению прокуратуры, применение этого налога недостаточно урегулировано и это одна из причин криминализации в лесопромышленном комплексе, так как именно для этой сферы характерно несколько звеньев контрагентов, в том числе фирм-однодневок. Это затрудняет проведение проверок и предотвращение фактически незаконного возмещения НДС. В итоге получается, что возмещаемые из бюджета суммы больше сумм, поступающих в бюджет. Так, по краю в 2013 году НДС начислено 111,6 миллиона рублей, уплачено 95,8 миллиона, а к возмещению из бюджета заявлено 434,4 миллиона рублей, из них фактически возмещено 361,8 миллиона рублей. Поэтому краевая прокуратура предлагает внести изменения в Налоговый кодекс РФ: освободить от уплаты налога на НДС операции по реализации леса и пиломатериалов.

Трудность в том, что это федеральное законодательство, то есть для того, чтобы внести изменения, необходимо представить финансово-экономическое обоснование в целом по стране, а сделать это очень непросто. К тому же есть другое мнение: причина таких махинаций не в том, что недостаточно хорошо написан закон, а в том, как этот налог администрируется.

Дмитрий Ларин, Звезда, №131 (32295), 20 ноября 2014 г.

Тэги: , , , , , , , , ,