29.03.2012 г. прошло выездное заседание Консультативного совета Законодательного Собрания по вопросу: «Об обеспечении жильем молодых семей в рамках реализации долгосрочной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей в Пермском крае».
Статья из газеты «Пермский обозреватель»
С подачи губернатора Пермского края у молодых семей региона появилась еще одна субсидия на приобретение жилья.
Конечно, это сарказм. И дело даже не в наступающем 1 апреля. Дело в том, что губернатор решил исполнить федеральный закон по-своему: давать не всю положенную по закону субсидию молодым семьям, а только 10% от нее. При этом, отделавшись «копеечкой», чиновники исключают молодые семьи из очереди. В результате реализация целевой программы «Жилье для молодых семей на 2011-2015 годы», исполнение которой возложено на минсоцразвития Пермского края, признана неэффективной Контрольно-счетной палатой (КСП). А краевая прокуратура обратилась в суд, чтобы восстановить в правах пермские молодые семьи.
Попытка – пытка
Собственно, начинается все с попытки встать в очередь. Без консультаций специалистов молодой семье достаточно сложно самостоятельно разобраться с тем, имеет ли она право на участие в Программе, произвести расчет, собрать необходимые документы… Информации об этом на официальных ресурсах – минимум. На сайте минсоцразвития края необходимой информации вообще нет. Путь лежит в районные администрации, в которых специалисты управления жилищных отношений консультируют и принимают документы. Только делают они это один раз в неделю, по вторникам. В июне 2011 года начался прием документов, и за месяц хвост очереди ушел в 2013 год… Прокурор Перми Алексей ЛЯННОЙ, выступая перед депутатами гордумы (см. стр. 5), отметил плохую реализацию нац-проекта по предоставлению жилья молодым семьям. «Прокуратурой были выявлены искусственные барьеры, установленные для молодых семей в части подачи документов на жилье. График приема заявлений был такой, что люди год стояли в очереди, чтобы только записаться на прием!» – сообщил прокурор. Начальник управления жилищных отношений администрации Перми Фаина МИНХ проблему доступности консультаций признает. Однако сообщает, что с нового года в районах города дополнительно открыты 7 пунктов приема документов, в которых консультацию за первые три месяца уже получили около 2 тыс. семей. Правда, адреса этих новых пунктов найти на сайте администрации затруднительно.
Родить, чтобы продвинуться
Даже если молодым семьям удалось встать в очередь, рано радоваться «сбыче мечт». По информации семейного адвоката Людмилы МЕНОВЩИКОВОЙ, были случаи, когда людей исключали из очереди, так как они вдруг переставали быть нуждающимися, – потому что менялась методика расчета. Отказывали в погашении ипотечного кредита людям, которые взяли его после января 2011 года. Могли отказать и по причине того, что в квартиру прописался один из супругов. Подозрительные чиновники замечают в этом коварный умысел преднамеренного ухудшения жилищных условий. Однако записывать в мошенники супругов, пожелавших быть прописанными на одной жилплощади, недопустимо, такие предположения чиновников не могут служить основанием для отказа от участия в Программе. Другой насущной проблемой стала непрозрачность очереди. Семьи не проинформированы о своем порядковом номере, соответственно, не могут планировать дальнейшие действия. При этом при реализации программных мероприятий преимущество имеют приоритетные категории граждан. Таким образом, у участников создается впечатление, что очередь вообще не движется. «Если человек не понимает, почему он не движется в очереди, возникают сомнения в прозрачности, создается социальная напряженность», – отметила председатель комитета по экономическому развитию и налогам ЗС Пермского края Елена ГИЛЯЗОВА на выездном заседании Консультативного совета Заксобрания. Уточняя вопрос приоритетности и предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка Елена Ефимовна попыталась поставить себя на место молодой мамы: «Получается, что моя основная задача – родить, находясь в очереди?». Бюрократический казус в том, что если семья родила одного ребенка после 2011 года, то она в списке становится выше тех, кто с 2-3 детьми встал в очередь раньше. А в некоторых муниципальных образованиях списки очередников вообще существуют только в электронном виде и никем не утверждаются. Вот простор для коррупции!
Замена и подмена
КСП обращает внимание на другую важную проблему. В отчете аудиторов говорится, что социальная выплата из краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья должна быть дополнительной мерой и никоим образом не подменять собой мероприятия федеральной программы «Жилище», по которым молодым семьям возможны выплаты до 35% расчетной стоимости жилья. И уж, конечно, предоставление 10%-ной выплаты не должно сопровождаться «выбытием из списков молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий». 8 февраля Пермский краевой суд подтвердил выводы аудиторов КСП по иску краевой прокуратуры, признав 10%-ную социальную выплату ухудшением положения участников программы. «Таким образом, указанный дополнительный механизм по оказанию государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления социальных выплат в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья ухудшает положение участников Программы, ставит их в неравное положение», – говорится в решении суда. Неудивительно, что минсоцразвития подал кассационную жалобу на решение суда. Ведь признавать свои ошибки у чиновников не принято. Заместитель председателя правительства Екатерина БЕРБЕР убеждала журналиста «ПО» в том, что этой добровольной мерой соблюдено право выбора участников – в противоречие выводам КСП, прокуратуры и решению суда. Позиция понятна: ведь если данная выплата будет признана только как дополнительная, возникнет вопрос о возвращении в очередь всех, кто ею уже воспользовался. В целом, КСП признает результативность Программы за отчетный период (2011 год) низкой. Органами местного самоуправления освоено всего 17,6% от объема утвержденных бюджетных средств. В 2011 году получили сертификаты на улучшение жилищных условий 723 семьи, что составляет лишь 16,7% от запланированного количества молодых семей. «Таким образом, на реализацию Программы должно быть запланировано 20 лет, – сделал вывод председатель КСП Юрий НОВОСЕЛОВ. – Понятно, что многие семьи так и не дождутся своей очереди, и могут быть исключены по достижении предельного возраста». Анна Долдина, участница Программы: «Я являюсь участником Программы с 2008 года. Мне сообщили, что где-то через полтора года моя проблема будет решена. В результате в 2010 году Программа была закончена, и мы оказались в подвешенном состоянии. Была принята Программа, по которой существенно изменились условия. Учитывая то, что возраст во время ожидания в очереди стал более 35 лет, и мы уже довольно долго стояли в очереди, мы написали заявление с согласием получить хотя бы 10%-ную выплату. При этом меня никто не предупредил, что нельзя брать ипотеку. Эта поправка была принята в июне 2011 года. Соответственно, те, кто с января по июнь взял ипотеку, вылетели из очереди. На каком основании принятая в июне поправка ограничила участие тех, кто вступил в Программу с января? Мне позвонили и сказали, что я получаю сертификат, но в связи с тем, что я взяла ипотеку, я его получить не могу». Ольга Зыкина, участница Программы: «Я столкнулась со множеством проблем. Например, администрация не разрешает приобретать жилье в строящихся домах (долевое строительство), хотя компании работают с сертификатами и готовы ждать деньги. На вторичном рынке не каждый продавец соглашается, чтобы с ним расплачивались сертификатом. Неизвестно, когда поступят деньги. Благодаря чему я получила сертификат? Мой папа с 1984 года стоял в очереди на расширение жилья, нас в семье 9 человек. Я собирала все справки, что в будущем у меня не предвидится улучшение жилищных условий. Моему отцу пришлось отказаться от своей очереди. Ипотеку мне не давали, пришлось устроиться еще на 2 работы: работаю без выходных, без отпуска, без больничного. Детей практически не вижу, они живут с бабушками. Удалось приобрести жилье только за городом. До работы придется добираться полтора часа, при этом вставать в пять утра.»
Утверждено по Программе |
Фактически исполнено |
% исполнения |
|
Количество семей, улучшивших жилищные условия в 2011 году |
4324 |
723 |
16,7 |
Площадь жилья, приобретенного (построенного) в рамках реализации Программы, кв. м |
233 496 |
23 994, 1 |
10,3 |
Будет честно и справдливо, если дадут сертификаты семьям, в которых родился второй ребенок в период действия Программы, а не после 2011 года. Некоторые семьи годами являются нуждающимися в жилье и не могу получить сертификат. А кто-то родил только что второго ребенка и, конечно же, стал нуждающимся в улучшении жил.условий. И получит сертификат??? НЕ СПРАВЕДЛИВО!!!
10%-это не подмена. Люди идут на это добровольно. К тому же не надо годами ждать денег. Кому то нужно немного денег и они на это соглашаются.
10% это еще какая подмена…. многих просто вынуждают брать их… нам тоже говорили, что если мы не возьмем 10%, то по достижению 35 лет, нас просто выкинут из очереди, что и собираются сделать в ближайшее время… а нам эти 10 % не помогут даже ипотеку взять…
Наоборот, вот когда Вам исполнится 35, тогда Вы только 10% и возьмете.