дата публикации: 21 марта 2013
В Законодательном Собрании принята концепция долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах».
1) Решение задачи по поддержанию предложения на рынке жилья экономического класса предлагается посредством следующих организационных, нормативно-правовых и финансовых механизмов:
а) предоставление субсидий местным бюджетам для подготовки муниципальными образованиями Пермского края документации по планировке территорий;
б) вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, посредством применения различных механизмов реализации;
в) поддержка в обеспечении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой посредством:
— возмещения части затрат муниципальным образованиям или юридическим лицам на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономического класса;
— предоставления субсидий местным бюджетам на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий;
— предоставления субсидий местным бюджетам на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной застройки жильем экономического класса;
— предоставления субсидий местным бюджетам, юридическим лицам на софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры
в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса;
г) поддержка развития системы ипотечного жилищного кредитования посредством реализации программы «Стимул» ОАО «АИЖК»;
д) стимулирование развития местной строительной индустрии посредством возмещения юридическим лица и предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для финансирования проектов реконструкции (строительства) энергоэффективных предприятий строительной индустрии в целях жилищного строительства.
Решение задачи по стимулированию спроса на приобретение (строительство) жилья авторы предлагают посредством следующих организационных и финансовых механизмов:
а) оказание государственной поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством (государственные гарантии) посредством:
— формирования регионального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством приобретения жилья;
— осуществления единовременных выплат на приобретение жилья: участникам Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами или имеющими инвалидность и членов их семей, военнослужащим, уволенным с военной службы, ликвидаторам последствий радиационных аварий, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам;
— компенсации затрат, произведенных многодетными семьями при строительстве жилья на земельных участках, предоставленных на бесплатной основе;
— переселения граждан из ветхого и аварийного фонда;
— предоставления социальных выплат и компенсаций молодым учителям и членам их семей;
— возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на улучшение жилищных условий, работникам бюджетных учреждений, многодетным семьям, признанным нуждающимися в государственной поддержке;
б) формирование фонда доступного арендного жилья;
в) осуществление мер поддержки гражданам в завершении строительства жилых домов, по которым, застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений;
г) другие меры поддержки, преимущественно организационного характера.
Авторы предусматривают в качестве одной из задач, способствующих формированию рынка доступного жилья в Пермском крае – создание Фонда жилищного строительства.
В Концепции предусмотрено, что Программа будет рассчитана на 3 года – 2013-2015 годы. Разбивка на этапы не предусмотрена.
В результате реализации Программы авторы предполагают достичь
к 2015 году следующих результатов:
увеличить годовой объем ввода жилья на одного жителя – до 0,48 кв. м на человека;
увеличить долю ввод жилья экономического класса в общем объеме вводимого жилья – до 60%;
увеличить долю малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья – до 65%;
обеспечить сдерживание доли ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда – на уровне не более 4,64%.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту Концепции ДЦП общий объем расходов на 2013-2015 годы на реализацию мероприятий, направленных на стимулирование жилищного строительства в Пермском крае, планируется в размере 14,1 млрд. руб., из них 5,1 млрд. руб. – средства краевого бюджета (включая средства регионального фонда софинансирования расходов).
ранее по теме
Не принимать концепцию — плохо, принимать — не лучше
дата публикации: 5 марта 2013
Краевые законодатели, чиновники и представители строительной отрасли обсудили проект концепции долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Пермском крае в 2013-2015 годах». Если этот документ будет утвержден на мартовской «пленарке» краевого парламента, то на его основе появится первая в Пермском крае долгосрочная программа, направленная на развитие отрасли. По словам Николая Демкина, «под нажимом депутатов» «строительная Конституция» может быть подготовлена уже через два-три месяца.
На состоявшемся 27 февраля «круглом столе» концепцию программы представил теперь уже бывший министр строительства и архитектуры Пермского края Дмитрий Шаповал. Она предусматривает два основных блока задач: стимулирование спроса и поддержка предложения в строительной отрасли.
Согласно документу, реализация мероприятий в рамках будущей программы позволит увеличить годовой объем ввода жилья в Пермском крае с 0,25 кв. м на человека до 0,48 кв. м к 2015 году, нарастить долю малоэтажного жилья в общем объеме с 45 до 60 %, а жилья эконом-класса — с 35 до 60 %. Прогнозируемый объем средств, выделяемых на реализацию этой программы, составит 14 млрд руб.: 5 млрд руб. — из краевого бюджета, средства муниципальных образований — 1,6 млрд руб., внебюджетные источники — 4,4 млрд руб., средства федерального бюджета — 2,8 млрд руб. При этом большую часть средств, а это около 8 млрд руб., планируется направить на поддержку предложения, то есть, фактически, на помощь застройщикам. Правда, серьезная часть этой суммы (3,9 млрд руб.) должна быть найдена во внебюджетных источниках.
Стимулирование спроса, на которое планируется направить 5,9 млрд руб., в большей части будет обеспечиваться краевым бюджетом (3,3 млрд руб.). Кроме того, на краевые деньги планируется создать Фонд жилищного строительства, на что предусмотрено 23 млн руб.
Чтобы пояснить, с помощью каких именно мероприятий программы краевое правительство планирует развивать отрасль, Шаповал остановился на некоторых из них подробнее. Например, для стимулирования спроса в программе предполагается софинансирование расходов по разработке информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
«От качества этого документа зависит легкость согласований при создании объектов капстроительства, — пояснил Шаповал. — Необходимо создать доступность общеинформационных ресурсов, так как работа по генпланам территорий будет продолжаться, планируется привести его в соответствие со схемой территориального планирования Пермского края».
Еще одно мероприятие — вовлечение в оборот земельных участков для жилищного строительства — будет происходить, при необходимости, «в ручном режиме». Здесь планируется затронуть около 166 га земель, находящихся в государственной собственности, вовлечь площадки после сноса жилья, а это около 60 участков в Перми, из которых 24 — приоритетные.
«Будем планировать поддержку за счет федерального и краевого бюджетов», — добавил чиновник.
Развитие производственной базы строительного комплекса предполагает мероприятия, направленные на поддержку строительной индустрии. В «идеальном варианте» сюда удастся привлечь и федеральные средства. Прежде всего, речь идет о поддержке тех организаций, которые начинают модернизацию или создание новых производств на территории Пермского края.
Подчеркнул Шаповал и задачу снизить административные барьеры в строительстве, для чего «необходимо тщательнее работать с муниципальными образованиями». Кроме того, он отметил курс программы на подготовку и переподготовку кадров для строительного общества: «Нужны мероприятия на подготовку коммерческого заказа на обучение этих специалистов. Строители должны включиться в программу по гарантированному трудоустройству специалистов»».
Что касается стимулирования спроса, то тут краевое правительство предлагает ряд нововведений. Так, например, предлагается компенсация затрат по строительству на земельных участках, предоставленных на бесплатной основе для многодетных семей.
«Мы понимаем, что это рискованная категория граждан. Чтобы дать возможность зайти им в строительство, а не продавать участки, мы предлагаем поддержать с помощью компенсации затрат», — рассказал собравшимся Шаповал.
Подробная методология будет описана в программе. Начать такое субсидирование планируется уже в 2014 году с уточнением лимита финансовой помощи. Кроме того, в программу включено предоставление социальных выплат и компенсаций молодым учителям и членам их семей для того, чтобы они могли «зайти» в программы ипотечного и жилищного кредитования.
Участники заседания обсудили также программу Министерства регионального развития РФ по предоставлению социального жилья. Как сообщил докладчик, уже выбраны две пилотные территории: площадка в районе аэропорта Бахаревка, где собственник (группа компаний «ПИК») уже выразил желание запустить свою землю в эту программу, несмотря на ограничения по стоимости жилья; вторая площадка — муниципальная земля в Левшино, где под развитие застроенной территории также планируется привлекать инвесторов.
Кроме того, предлагается «обкатать» административные процедуры по созданию фонда арендного жилья. По замыслу краевых властей, необходимо принять меры с точки зрения правительства для вовлечения бизнеса.
«С нашей стороны нужно предусмотреть мероприятия для обеспечения спроса на услугу. Сейчас в федеральном законодательстве нет никаких гарантий с точки зрения гражданина. В итоге получаются риски застройщика в разрезе спроса», — пояснил спикер.
Сроки появления рынка организованного арендного жилья Шаповал не озвучил, отметив, что «говорить об этом можно будет после принятия программы».
Сомнения участников «круглого стола» возникли по поводу создания Фонда жилищного строительства, финансирование которого намечено за счет краевого бюджета. «Зачем он нужен? Он будет помогать или мешать?» — задался вопросом депутат краевого парламента Олег Жданов.
Специалисты в сфере недвижимости обратили внимание краевого правительства также на инертность рынка строительных материалов и посоветовали тщательнее изучить, какие федеральные программы по финансированию расходов можно использовать для развития сферы.
Депутаты отметили, что необходимо синхронизировать разрабатываемую программу с уже принятой программой социально-экономического развития Пермского края. Об этом сказала и заместитель начальника управления аналитической и законотворческой деятельности аппарата Законодательного Собрания Пермского края Елена Селянинова, отметившая, что новая программа не проработана с точки зрения актуальности, а запланированные в ней мероприятия не в полной мере соответствуют федеральным трендам. В итоге, по ее мнению, сделать жилье более доступным благодаря принятию документа не получится.
В целом, несмотря на общий настрой все же принять концепцию программы на мартовской «пленарке» краевого парламента (желательно сразу в двух чтениях), присутствующие высказали критическое отношение к содержанию документа.
Елена Зырянова, депутат Законодательного Собрания Пермского края:
— Мне бы хотелось увидеть, что в программе является полномочиями. Сейчас я вижу затраты, которые должны финансироваться вне зависимости от программы. Все мероприятия по спросу — это государственные и муниципальные полномочия, которые уже должны быть внесены в бюджеты. Получается, что претензии, которые мы видим от застройщиков, неразрешимы. Программа не поможет, так как полномочия муниципального уровня уже прописаны и по каким-то причинам не выполняются, начиная с Генерального плана и заканчивая выдачей разрешений, ввода в эксплуатацию и так далее. Надо подумать, как призвать муниципалитеты к ответственности. С какой стати мы должны их дополнительно финансировать, чтобы они выполняли свои полномочия? Программа должна поддерживать управленческие новации, чтобы сделать прорыв. Я не вижу, что эта программа будет включена в бюджет и найдет свои источники финансирования.
По мнению заместителя председателя Законодательного Собрания Пермского края Лилии Ширяевой, согласно концепции, предлагаемый документ будет «пустым» и ничем не поможет строителям.
Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного Собрания Пермского края:
— На мой взгляд, у нас совершенно непрозрачная схема взаимоотношений между правительством и землевладельцами. Не движется работа по административным барьерам. Экспертная группа при губернаторе по жилищному строительству создана, но для чего? Было одно заседание, вывалился ворох проблем, и больше группа не собиралась. Министерство не в состоянии представить на рабочую группу проблемы и варианты их решения. Проект концепции смотрелся несколько раз с участием депутатов. То, что мы увидели во внесенном документе, — это усеченная версия. Этот документ не решает и не регулирует ничего. В нем две задачи — перечислить все полномочия, которые у нас и так есть, и создать Фонд жилищного строительства. Наполнение отсутствует. Не принимать концепцию — плохо для строителей, принимать в таком виде — это не лучше: строители там ничего не увидят. Позицию строителей озвучил генеральный директор ОАО «Стройпанелькомплект» Виктор Суетин. Он констатировал необходимость принятия программы, чтобы «сдвинуть ситуацию с мертвой точки».
Виктор Суетин, генеральный директор ОАО «Стройпанелькомплект»:
— Я понимаю, что документ хочется видеть идеальным. Но два с половиной года, которые останутся на реализацию программы, — это уже не долгосрочное развитие. Для строителя это, по сути, возведение всего лишь одного объекта или 2 млн кв. м. Но если мы не примем концепцию, то вовсе не увидим программу и не сможем оцифровать хоть какие-то показатели в строительстве. Это значит, что как было в Перми наплевать на объемы сдачи жилья, так и будет.
Мы проговорили почти девять месяцев, и сейчас у строителей разочарование: я выступаю с теми же проблемами, как и раньше. У чиновников нет оцифрованных показателей, с них никто не спрашивает, только стыдят. Давайте примем концепцию, которая есть! А программу обсудим, поучимся на ошибках, которые будут в программе, и в дальнейшем уже примем лучшую.
Депутат Законодательного Собрания Пермского края Николай Демкин предложил отнестись к концепции «доброжелательно», с тем, чтобы можно было доработать ее к ближайшему пленарному заседанию Законодательного СОбрания, где и принять концепцию сразу в двух чтениях. По его словам, «если получится, то месяца через два-три под серьезным давлением со стороны депутатов можно ожидать появления программы».
Комментируя итоги «круглого стола», Дмитрий Шаповал подчеркнул, что у программы все же больше сторонников, а критика касается в основном сроков принятия документа.
Дмитрий Шаповал, министр строительства и архитектуры Пермского края (уволен с 28 февраля):
— Концепцию планируется вынести на Законодательное Собрание в марте. Нам принципиально важно, так как нужен программный документ, чтобы запустить мероприятия по нему в ближайшее время. Концепция подготовлена достаточно развернуто, хотя можно было бы сделать ее намного проще, степень детализации высока. На Законодательном Собрании хотелось бы внести минимальные изменения и принять для работы. Я чувствую больше сторонников программы, и та критика, которую они высказывают, касается сроков принятия программы. Главные сложности в подготовке концепции — бюджетные ограничения, которые есть. Мы нашли источники, они дефицитные для нас, но мы смогли внутри договориться, чтобы согласовать и вынести программу для обсуждения.
Николай Демкин, депутат Законодательного Собрания Пермского края, генеральный директор ОАО «ПЗСП»:
— Главное, чего ожидают от программы, — бюджетное финансирование в большем объеме. Но это будет значимо, если деньги бюджета «зайдут» в программу не по сертификатам и суррогатам, как раньше. Тогда мы не будем «разогревать» рынок, а будем бюджетными средствами способствовать увеличению объемов строительства по более низким ценам.
Марина Замятина,
Новый компаньон, №7 (731)
источник
не могу понять в чем отличие от молодой семьи?
тут речь идет и о других категориях и ином порядке предоставления жилья.