В 2014 году в стране, по словам начальника отдела пропаганды Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Максима Белугина, было зарегистрировано более 20 тыс. ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 877 детей погибли и более 21 тыс. получили ранения. В 45% случаев дети являлись пассажирами. При этом лишь 13% ДТП с участием пассажиров-детей сопровождались нарушением правил перевозки несовершеннолетних. Напомним, что детей до 12 лет необходимо перевозить с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (п. 22.9 ПДД РФ). Под иными средствами понимаются, как правило, корректоры, фиксаторы и направляющие лямки. Каковы же причины столь высокой смертности и травматизма среди детей-пассажиров? Этот вопрос обсудили 12 февраля участники пресс-конференции, состоявшейся в МИА «Россия сегодня».
Первой причиной эксперты назвали низкое качество детских удерживающих устройств и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка (далее – средства для удержания ребенка в машине). Проведенные Центром испытаний «НАМИ» выборочные проверки в 2012-2014 годах показали, что требованиям безопасности и техрегламенту соответствуют менее 30% продаваемых в России средств для удержания ребенка в машине. С нового года предъявляемые к ним требования изменились в связи с принятием Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Однако появление нового техрегламента, отметили эксперты, проблему не решило. Во многом это связано с тем, что сегодня данные товары не подлежат обязательной сертификации (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982). Председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова полагает, что средства для удержания ребенка в машине обязательно должны сертифицироваться.
Еще одна проблема заключается в том, что ПДД разрешают использовать в качестве средств для удержания детей в машине направляющие лямки, которые корректируют положение ремня безопасности, предназначенного для взрослых пассажиров, на теле ребенка (п. 22.9 ПДД РФ). По данным ВЦИОМ, такие адаптеры находятся на втором месте по популярности после детских кресел – их используют 32% родителей при перевозке детей. Однако по степени безопасности такие устройства значительно уступают автокреслам – они не прошли краш-тест [испытание, при котором умышленно воспроизводится ДТП с целью выяснения уровня повреждений, которые могут получить его участники. – Ред.] Центра испытаний «НАМИ».
Заместитель генерального директора Центра испытаний «НАМИ», к. т. н. Денис Загарин пояснил, что законодательная возможность использования направляющих лямок была введена в 2005 году для максимального расширения сферы применения п. 22.9 ПДД РФ. Но данная норма не оправдала себя и в настоящее время требует пересмотра. Аналогичной позиции придерживается и Раиса Лукутцова: «Необходимо внести в ПДД однозначное определение детского удерживающего устройства, и исключить формулировку «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», чтобы вывести из оборота весь ассортимент корректоров, фиксаторов и направляющих лямок».
Фактором высокой детской смертности в результате ДТП можно назвать и неправильное использование автокресел. Детские кресла снижают риск смертельного исхода в случае аварии на 71% у младенцев и примерно на 54% у детей постарше, но лишь при их правильной установке и эксплуатации. Максим Белугин привел ужасающую статистику: пренебрежение правилами использования специальных сидений зафиксировано при оформлении каждого девятого ДТП с участием детей-пассажиров. «Надо вести просветительскую работу. У нас нет культуры использования детских удерживающих устройств. Опросы, которые мы проводим, показывают, что даже если люди знают о необходимости их использования, они понятия не имеют, как это правильно делать», – поделился Максим Белугин.
Он рассказал, что самое безопасное место для ребенка в автомобиле, на которое и следует установить детское кресло, находится за водителем. Перевозить детей на передних сиденьях может быть опасно, тем более при наличии там подушки безопасности – для людей маленького роста удар подушки приходится прямо в лицо, что может привести к серьезным, а порой и смертельным травмам. Если родители все же решились на такую перевозку, то механизм раскрытия фронтальной и боковой подушек безопасности должен быть отключен. Европейская экономическая комиссия ООН и Всемирная организация здравоохранения рекомендуют странам-участницам законодательно закрепить, что дети должны быть надежно закреплены в удерживающем устройстве, расположены в правильном положении, а само удерживающее устройство должно соответствовать возрасту, росту и весу ребенка.
К слову, эксперты отметили, что часто проблемы при использовании автокресел возникают у родителей крупных детей. Дело в том, что детские кресла рассчитаны на рост ребенка до 150 см и вес до 36 кг – в противном случае удерживающее устройство не является достаточно эффективным, а иногда ребенка просто трудно в него посадить. Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов отметил, что 25% детей достигают таких параметров задолго до наступления ими 12 лет. Кроме того, сотрудники ГИБДД не могут достоверно определить возраст перевозимого ребенка – у водителей отсутствует обязанность иметь при себе паспорт или свидетельство о рождении ребенка, который находится в машине. В связи с этим Александр Старовойтов предложил внести изменения в законодательство, включив в правила перевозки детей требования к росту ребенка. Это позволит в том числе усовершенствовать правоприменительную практику – при наличии сомнений в возрасте ребенка сотрудник ГИБДД сможет просто измерить его рост.
Отметим, что штраф за перевозку детей без использования средства для удержания ребенка в машине составляет 3 тыс. руб. (п. 3 ст. 12.23 КоАП РФ). Примечательно, что цены на детские кресла, например, имеют большой разброс: от 1 тыс. до 75 тыс. руб. Однако в вопросе безопасности детей важна не столько цена, сколько качество данного изделия.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Ребенок в 10 лет был ростом 162 см, вес более 60 кг. Нет на таких детей удерживающих устройств (есть взрослые мельче, чем мой ребенок). Зато формально мы — нарушители и можем быть оштрафованы. «Ай-ай-ай» уже как-то получили от инспектора. Хорошо хоть, что отправил нас в автосалон за консультацией, а не оштрафовал. пришлось бы судиться.