Лапша для молодоженов

26.03.2013

Молодые семьи не в состоянии вступить в программу «Обеспечение жильём молодых семей». А те, кто вступил, не могут получить свои субсидии

Основной вопрос, который не может решить самостоятельно молодая семья, — это покупка квартиры, стоимость которой в Пермском крае (да и по России в целом) никак не укладывается в едва народившийся семейный бюджет.

В Перми прошла «прямая линия». Целью ее было проконсультировать по телефону молодых людей, которые столкнулись с разными проблемами, пытаясь купить жилье с помощью программы «Молодая семья». На вопросы отвечали уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, заместитель министра социального развития Пермского края Павел Фокин и заместитель начальника отдела по учету и распределению жилья администрации города Перми Елена Дылевская.

Судя по звонкам, основная преграда, с которой столкнулись жители края, — это возраст. Они вступили в программу достаточно давно, но денег по этим статьям у государства не было. И вот срок подошел и даже деньги появились, но выдать им социальную выплату уже нельзя, потому что они достигли возраста, который не входит в рамки программы. Дело в том, что в 2006 году на федеральном уровне создали проект, который позволяет супругам получать 30 процентов от стоимости квартиры, если у них нет детей, и 35 процентов, если есть. А также молодые семьи могут получить 10 процентов выплаты по краевой программе. Это, конечно, меньше, чем федеральные обещания. Но плюс в том, что по краевой программе получение средств идет более быстрыми темпами. А условие одно (по всем программам) — получить эти деньги могут лишь супруги, НЕ ДОСТИГШИЕ 35 лет!

Многие молодожены числились в программе с 2007, 2008 годов, но очередь до них так и не дошла. А теперь уже поздно, по возрастным критериям они не подходят. Хотя, как пояснили на «горячей линии», такие пары имеют право претендовать на получение 10 процентов выплаты из краевого бюджета (и только!). Замминистра Павел Фокин пояснил:

— Краевая программа создана для того, чтобы такие семьи не пострадали, чтобы хоть так их материально защитить. Они имеют полное право получить деньги. Их не исключают из программы, они должны прийти и написать заявление на получение 10 процентов выплаты (сумма выплачивается на столько человек, сколько проживает в семье). Или же есть ещё вариант: тем, кому недавно исполнилось 35 лет, следует обратиться в суд и доказать, что они уже давно стояли в очереди по программе, но из-за того, что не было достаточно средств в бюджете, выплаты не были сделаны вовремя. Хотя однозначной судебной практики на этот счет нет, поэтому судебный процесс может окончиться и ничем…

Ещё одна проблема, с которой столкнулись жители Перми: чиновники не смогли внятно объяснить молодым супругам, что прописка у обоих должна быть в одном месте и место это должно быть в Перми. Пары по пять лет ждали своей очереди, а потом им приходил отказ, потому что у них не было пермской прописки, либо потому, что прописка была пермская, но в разных квартирах. И из-за этого их выкидывали из списков и предлагали вместо 35 взять 10 процентов и на этом успокоиться. Таким семьям теперь приходится через суд доказывать, что они проживают вместе в Перми с момента вступления в программу. И только после этого их восстановят в очереди. Кстати, многие уже не первый раз приходят в суд, потому что в администрации Пермского края им не могут точно сказать, с какого момента им нужно доказывать свое проживание в Перми. И после 5 лет бесконечного сбора все новых и новых документов, наверное, многие задаются вопросом: а стоит ли игра свеч?

К тому же такие условия, которые прописаны в «Молодой семье», устроят только тех, у кого есть какой-то финансовый задел. Ну подарит тебе государство 35 процентов от стоимости жилья. А ведь нужно будет найти еще 65 процентов от суммы…

Татьяна Марголина в этом вопросе категорична:

— Администрация города должна создавать программы для людей, у которых нет никаких ресурсов. Это не только молодые семьи, но и малоимущие, инвалиды, участники боевых действий. Необходимо подумать и о том, чтобы улучшать жилищные условия ещё и молодым специалистам. Например, министерство образования задумалось о квартирах для молодых учителей. Потому что молодым педагогам, как бы много они ни работали, в ближайшие 10 лет ипотеку точно не потянуть. Проект уже запущен, сейчас собирают списки тех, кто нуждается в средствах на приобретение жилья.

Посмотрим, как пойдут дела в этом направлении. Будем надеяться, что результаты окажутся лучше, чем по программе «Молодая семья». Хотя зная, сколько сил и времени надо потратить, чтобы из бюджета «выбить» хоть какие-то деньги, понимаешь, что, наверное, и тут будут какие-то подводные камни. С одной стороны, очень важно, что люди не теряют веру в государственную власть и продолжают обивать пороги различных кабинетов с целью получить материальную помощь, ведь в законе написано, значит рано или поздно для них что-то сделают. Вероятно, именно эта мысль и помогает двигаться вперед молодым.

Хотя… За свою короткую журналистскую деятельность мы уже убедились: никто и нигде не торопится дать квартиру молодым парам, решить проблемы молодой семьи.

Хотите знать, как реализуется пресловутая программа в реальности? Вот один конкретный пример, который как зеркало отражает положение дел с улучшением жилищных условий для молодых семей.

Артём и Катя Феоктистовы — самая обычная пара, ему 25 лет, ей 20 лет. Поженились в марте 2011 года. Вскоре родилась дочка Лиза, ребятам в общежитской комнатке площадью в двенадцать с половиной квадратных метров стало тесно. Возможности купить квартиру в кредит за баснословные деньги у молодых не было. И казалось, программа «Обеспечение жильем молодых семей» станет решением всех проблем. Не тут-то было.

— Я сходила на консультацию к специалисту, — рассказывает Катя. — Приветливая девушка дала мне огромный перечень документов, которые нужно собрать, объяснила, что к чему. И началось! Часть документов нашла быстро. Но оказалось, что нужна ещё и информация о том, где мы жили за последние пять лет.

Артём три года назад был прописан в частном доме в Суксуне — у своего деда. И чтобы взять необходимую справку, Кате пришлось ехать в Суксун.

— Мало того, нам пришлось просить у нынешних владельцев дома домовую книгу и документ регистрации, — вздыхает Катя. — Согласитесь, не каждый даст свои документы внуку бывшего хозяина дома… Но нам повезло, люди пошли навстречу. Кроме того, нужны были документы купли-продажи, когда мы переезжали и прописывались в другом месте… С горем пополам все их собрали, но не заверяли у нотариуса — денег не было. А потом оказалось, что справка действительна в течение десяти календарных дней. Ну и, соответственно, документ из Суксуна был уже недействителен.

Потребовалась ещё и справка из Центра технической инвентаризации — тоже небесплатная. И справка об участии в приватизации за период с 1992 по 1998 год. Оказалось, если в паспорте нет прописки за эти годы, нужно отправляться в долгий путь за справками в бывшие места жительства.

Артём всё это время был прописан в Перми, поэтому семья решила сначала разобраться с Катиными документами. Девушка с 1993 года была прописана в родных Березниках. Родители подсуетились — собрали документы своими силами. Но тут вспомнили ещё один нюанс: с 1992 по 1993 год Катя жила с родителями в студенческой общаге Екатеринбурга.

— И теперь мне нужна справка о том, что я была прописана в общежитии, — продолжает Катя. — Позвонила в миграционную службу, там отфутболили в паспортный стол общежития. В итоге мне ответили, что отправить справку по почте не могут и нужно приезжать лично. А ведь неизвестно, сколько это всё займет времени. У нас на руках полуторагодовалый ребёнок… Время всё идёт, а мы так и не можем встать в очередь проекта «Молодая семья»… На троих нам полагается около 800 тысяч с учётом того, что мы предоставим справки о том, что у нас есть чуть больше миллиона (справки о стоимости жилого помещения, справку о возможном кредите в банке или копию сберегательной книжки с накоплениями).

Но чтобы собрать остальные документы, нужны деньги и уйма времени. Ни того, ни другого у ребят пока нет. Артём сейчас обеспечивает семью, Катя заканчивает учёбу на очном факультете математики и механики ПНИПУ. И оба до сих пор надеются, что смогут одолеть систему и пробиться в программу.

Конечно, трудности, с которыми столкнулись Артём и Катя, специфические и возникают не у всех. Кто-то наверняка преспокойно жил в Перми всю жизнь и собрать справки для него — раз плюнуть. Но, судя по результатам «прямой линии» с уполномоченным по правам человека в Прикамье и специалистами краевого министерства социального развития, для каждой молодой семьи путь к заветным субсидиям тернист. И пройти его, не «споткнувшись» и не пожалев о том, что поверил в красивую мечту, вряд ли возможно.

Кстати

В программе «Молодая семья» могут участвовать как полные семьи, так и родители-одиночки. Разумеется, на участниках программы не должно быть записано никакой собственности, чтобы они попали в статус малоимущих. Кроме того, по словам чиновников, краевое направление предполагает более широкий перечень различных выплат: можно направить средства (выданные вам 10 процентов) на реконструкцию жилых помещений, на долевое участие в строительстве. В том числе есть возможность из этих средств погасить долг по ипотеке, что не предусмотрено в федеральной программе. Сертификат на 10 процентов выдадут молодым супругам через 4–5 месяцев после написания заявления. Многие не знают про то, что появилась новая услуга «семейный актив». Она заключается в том, что если рождается ребенок в семье, которая взяла 10 процентов и улучшила свои жилищные условия, то в течение 2 лет они получают денежную выплату в таком же размере на расчетный счет на любые цели. То есть эти 10 процентов людям попросту возвращают.

Цифры. Общий объем финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 — 2015 годы» составляет 3,5 миллиарда рублей. В 2011 году в Пермском крае сертификаты на приобретение жилья уже получили около 2 тысяч молодых семей. В 2012 году ожидалось, что свои жилищные условия смогут улучшить еще более 3,8 тысячи молодых семей Пермского края. В 2013 — 2015 годах жильём смогут обзавестись еще порядка 8 тысяч молодых семей.

Общий объем финансирования Программы в 2011 — 2015 годах из федерального, региональных бюджетов и внебюджетных источников составит 627,02 миллиарда рублей.

газета Звезда

Ксения НОУЭЛЗ, Елена ИСУПОВА

Тэги: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Один ответ на "Лапша для молодоженов"

  1. Такое ощущение, что цель статьи — напугать молодые семьи, чтобы и документы не сдавали и в суд не ходили. Минсоцразвития обязаны, как и УЖО, разъяснять молодым семьям положения программы. На круглом столе было решено провести ряд мероприятий. И какой результат? Как стенды в УЖО были «ни о чем», так и остались. Как исключали семьи ,так и исключают. «Тем, кому недавно исполнилось 35 лет, следует обратиться в суд …» А не проще проблему решить иным способом, приняв соответствующие поправки, издав постановления? Зачем «прогонять» семьи через суд? Ведь понятно, что в суд пойдут не все.