В преддверии 1 сентября многие родители задумываются не только о том, как собрать ребенка в школу, но и о совершенствовании учебного процесса и школьного администрирования в целом. Вопросов по школьному и дошкольному образованию накопилось много — с момента вступления в силу нового Федерального закона об образовании прошел год. По инициативе общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей» вчера было проведено Всероссийское родительское собрание с министром образования Дмитрием Ливановым. Родители многих регионов России получили возможность задать волнующие их вопросы в онлайн-режиме.
Больше всего родителей интересовали вопросы, связанные с платой за обучение и дополнительные занятия. Жители Новосибирска задали вопрос о возможной «ваучерезации» дополнительного образования, когда каждый школьник смог бы принести такой ваучер в любую образовательную организацию и гарантированно получить доступ к дополнительным занятиям. Дмитрий Ливанов отметил, что «ваучеризация» не самое подходящее слово для описания перспектив дальнейшего формирования дополнительного образования. В ближайшем будущем планируется повысить его финансирование, что должно дать сильный импульс к развитию. Главная задача руководителей секций и кружков — сделать их привлекательными для школьников, повысить вовлеченность детей в дополнительные занятия. О том, чтобы дополнительное образование в ближайшее время стало полностью бесплатным речи не идет, но государство в дальнейшем планирует расширять перечень бесплатных образовательных услуг. Напомним, что такое образование предусмотрено гл. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и подразделяется на общеразвивающее и предпрофессиональное. Содержание дополнительных образовательных программ и сроки обучения разрабатываются каждой школой индивидуально (ч. 4 ст. 75 Закона об образовании).
ЦИТАТАДмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:«Сейчас основной задачей Минобрнауки России и всего государства в целом является установление границы платного и бесплатного образования, причем границы последнего должны беспрестанно расширяться» . |
Также родителей волновала обоснованность некоторых сборов в школах. Вопрос школьных «поборов» особенно остро стоял в 90-е годы, когда деньги собирались не только на ремонт школы, но и на покупку учебников, новый компьютер директору или стол классному руководителю. Но эти времена прошли. «Сегодня школы финансируются государством на достаточном уровне», – подчеркнул Дмитрий Ливанов. Однако во многих регионах до сих взимаются необоснованные сборы за те услуги, которые должны быть бесплатными. Например, есть жалобы от родителей московских школьников об установлении платы за продленку даже для малообеспеченных категорий семей. По словам министра, Минобрнауки России был запущен специальный сайт, на котором можно сообщить о фактах «поборов» в школах и детских садах. Наша редакция не нашла указанный сайт федерального значения, а только — сайты региональных частных организаций и инициатив. В справочной службе Минобрнауки России было предложено воспользоваться «телефоном доверия» по противодействию коррупции или подать обращение в электронной форме на сайте Россотрудничества. «Телефоны доверия» есть и на сайтах региональных департаментов образования, куда также можно обратиться с сообщением о поборах.
Сегодня в России идет тенденция к информатизации процесса обучения – многие школы уже оборудованы компьютерами, интерактивными досками, проекторами, планируется перевод всех школ на использование электронных учебников и т. п. Требования к использованию инновационных методик обучения содержатся практически во всех образовательных стандартах. В связи с этим родители беспокоят вопросы безопасности школьников – как в плане доступа к информации, так и в плане здоровья при использовании тех же электронных учебников.
Введение электронных учебников вызывает массу опасений. Напомним, что с 1 января 2015 года любой учебник должен иметь электронную версию – так предписывает новый Закон об образовании в ст. 18. Но это должен быть не просто отсканированный текст, а полномасштабная мультимедийная версия, с картинками, видеороликами и дополнительными материалами. У школьников и учителей остается выбор – использовать старую добрую книжку или устройство для чтения электронного учебника. Таким устройством может быть как школьный компьютер или ноутбук, так и личный планшет ученика. Родители ратуют за разработку единого федерального стандарта требований к устройствам – от размера экрана до менее травмирующей глаза детей технологии. Дмитрий Ливанов отметил, что такое устройство в обязательном порядке пройдет экспертизы безопасности, от измерения нагрузки на зрение до веса самого прибора, ведь основная цель таких учебников — избавить школьников от таскания тяжелых портфелей с учебниками. Сегодня, например, многие печатные издания разбивают на несколько частей для снижения веса портфеля.
ЦИТАТАДмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:«Нужно не просто ограничивать доступ к Интернету, а объяснять. У детей должно быть понимание, какие вещи вредные, а какие нет». |
Регулирование доступа школьников в Интернет также находится в зоне повышенного внимания. Несмотря на принятый 21 декабря 2010 года Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», контролировать весь контент, просматриваемый школьниками на тех же уроках информатики или после учебы в компьютерных классах довольно сложно. На Всероссийском родительском собрании было высказано предложение сделать доступ к некоторым сайтам по паспорту. Как сообщил Дмитрий Ливанов, федеральная система фильтрации сайтов уже создана и находится на этапе испытаний, в скором времени школы начнут поэтапно к ней подключаться. Помимо этого в школах должна проводиться разъяснительная работа, а 30 сентября 2014 года, в день Интернета, во всех школах пройдет Урок безопасности в Интернете, на котором школьникам расскажут как о возможностях, так и об опасностях мировой паутины.
Еще была затронула такая важная тема, как инклюзивное образование. Закон об образовании предусматривает обеспечение недискриминационного доступа к образованию лицам с ограниченными возможностями, в том числе путем организации инклюзивного образования. Такое образование предполагает совместное обучение детей всех категорий, специальные навыки учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями, особое техническое оснащение школы и т. д. Уже изменены программы обучения педагогических вузов с тем, чтобы подготовить учителей к работе с особыми детьми. «Важно создать не только условия для физического доступа, но и атмосферу, чтобы сам учитель был готов к появлению такого ребенка в классе и знал как с ним работать», – подчеркнул министр образования. Но и система коррекционного образования никуда не исчезнет. В коррекционных классах и школах останутся те дети, которые не смогут влиться в обычный класс – по состоянию здоровья или из-за особенностей развития и восприятия информации. Стоимость государственных затрат на обучение учащихся коррекционных классов и школ выше, чем на обычных, но это не должно становиться причиной сокращения таких школ и классов. По каждому городу должен проводиться анализ и только с учетом всех факторов может быть принято решение о ликвидации коррекционной школы или класса. «В любом случае положение учащихся ухудшаться не должно!», – заявил министр образования.
Первое Всероссийское родительское собрание положило начало формированию обратной связи Минобрнауки России и родительского сообщества. «Общение с педагогами у нас выстроено, а вот с представителями родительского сообщества мы недостаточно хорошо сотрудничаем», – поделился Дмитрий Ливанов. Министр пообещал, что мнение родителей было услышано и принято во внимание. В дальнейшем проведение таких родительских собраний станет ежегодным.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Свежие комментарии