Депутаты Законодательного собрания Пермского края проанализировали эффективность работы краевой целевой программы по обеспечению жильём молодых семей. В ходе обсуждения этого вопроса в рамках выездного заседания Консультативного совета краевого парламента выяснилось, что эта программа может быть эффективным механизмом решения жилищных проблем и стимулирования рождаемости в крае. Тем не менее результаты её исполнения за 2011 год признаны неудовлетворительными. В частности, законодатели обратили внимание на непрозрачность системы передвижения семей в очереди и низкий уровень освоения бюджетных средств, заложенных в программу.
Заседание Консультативного совета краевого Законодательного собрания состоялось 29 марта в Муниципальном дворце культуры им. Солдатова, где депутаты, прежде чем перейти к обсуждению реализации программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 года», пообщались непосредственно с её участниками.
Во время заседания министр социального развития Пермского края Татьяна Абдуллина пояснила, что актуальность рассматриваемого вопроса связана с ухудшением демографической ситуации в России вообще и в Пермском крае в частности. Именно увеличение рождаемости является, по её словам, одним из основных показателей реализации программы.
По утверждению Абдуллиной, программа по обеспечению жильём молодых семей реализуется по двум направлениям. Одно из них предусматривает софинансирование в рамках федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Размер социальной выплаты (с учётом средств федерального и местного бюджетов) в рамках этой программы равен 30-35% от стоимости жилья.
Вторая составляющая программы предполагает социальные выплаты за счёт средств краевого бюджета в размере 10% от стоимости жилья. Абдуллина отметила, что данные выплаты стали осуществляться лишь с 2011 года, тогда как программа «Жилище» уже работала в 2007-2010 годах и «хорошо себя зарекомендовала». Так, в семьях, улучшивших свои жилищные условия, за этот период родилось 625 детей.
Появление выплат из краевого бюджета в размере 10%, по словам Абдуллиной, связано с тем, что очередь на получение выплат в рамках программы «Жилище» составляет более 14 тыс. семей. Кроме того, она отметила, что молодым семьям, у которых в течение двух лет с момента выдачи свидетельства о праве на получение выплаты в размере 10% родился ребёнок, полагается дополнительная социальная выплата в том же размере.
По данным краевого правительства, свои жилищные условия в 2011 году улучшили 723 молодые семьи (16,7% от запланированного). На получение социальной выплаты в размере 10% расчётной стоимости жилья из краевого бюджета в прошлом году подавали заявки и получили сертификаты 3 тыс. семей.
Татьяна Абдуллина отметила, что количество желающих получить эту выплату в 2012 году значительно возросло, в связи с чем «необходимо увеличить объём финансирования программы на 343 млн руб.».
Аналитический отдел краевого парламента и Контрольно-счётная палата Пермского края в своих заключениях указали на низкий уровень освоения бюджетных средств в 2011 году в рамках реализации программы. Так, в 2011 году было израсходовано лишь 195 млн руб. (17,6% от запланированной на год суммы). Соответственно, уровень основных показателей программы 2011-2015 годов составил 16-21%.
Одной из причин неосвоения средств, отмечают аналитики, является то, что начало действия программы совпало с передачей этих полномочий от краевого министерства культуры к министерству социального развития. В заключении КСП указано, что бюджетные средства перешли от одного ведомства другому только спустя три месяца после передачи полномочий. Кроме того, аудиторы ссылаются на несвоевременное формирование списка молодых семей-участниц программы.
Одной из основных проблем, на которую указали и аналитики, и депутаты, является отсутствие прозрачной системы движения молодых семей в очереди. В связи с этим Министерству социального развития Пермского края было рекомендовано до конца 2012 года создать электронную систему по контролю за движением очереди.
Также, по мнению депутатов, несправедливо отдавать предпочтение тем семьям, у которых в период нахождения в очереди родился ребёнок, «тогда как у других семей тоже могут быть маленькие дети». В связи с этим они предложили либо исключить эту норму, либо создать два потока, чтобы семьи, уже имеющие детей, могли продвигаться в очереди.
По словам заместителя председателя краевого правительства Екатерины Бербер, постоянно в очереди находится порядка 15 тыс. семей, из них около 2 тыс. ежегодно получают сертификаты. «С учётом такой динамики срок ожидания составляет около пяти лет», — сообщила Бербер.
Кроме того, законодатели рекомендовали краевому правительству рассмотреть возможность увеличения объёма финансирования программы по итогам первого полугодия 2012 года для обеспечения социальной выплаты 10% от стоимости жилья. Также было предложено распространить использование этой выплаты на реконструкцию или завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома, погашение ипотечных кредитов и займов, взятых на улучшение жилищных условий у работодателя.
Я стою в очереди по программе «Молодая семья» с декабря 2007 г, на данный момент, конец апреля 2012 г, я продвинулась только на 1000. И это за 5 лет. Сколько мне нужно еще ждать, чтобы получить сертификат? Я тоже против приоритетных категорий, кто-то подал документы в 2010 г и уже получил, а кто-то стоит по несколько лет и детей не рожают, потому что жить в маленькой комнате очень тесно (9 кв.м.). Все люди одинаковые и не надо отдавать кому-то предпочтение. Пускай либо отменяют приоритетные категории, либо создают для них отдельную очередь.
Думаю, что самостоятельно никто ничего не будет отменять, как вариант — обжаловать в суд положение программы, если молодая семья считает, что этим нарушены ее права.
когда же они уже определятся с приоритетными категориями на этот год?
они не меняются ежегодно, просто в связи с возмущениями молодых семей вроде решили пересмотреть приоритетные категории — «пытаются учесть интересы всех семей»