Совет по правам человека предлагает максимально упростить процедуру регистрации россиян

29.11.2013

28 ноября 2013

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовил предложения по совершенствованию законодательства о регистрационном учете граждан России. Соответствующий документ направлен Президенту РФ, сообщается на официальном сайте СПЧ.

Совет отмечает, что в настоящее время сложилась такая ситуация, что основания и порядок регистрации граждан РФ являются более сложными, чем существующий с 2007 года миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. В отличие от регистрации россиян учет иностранцев является уведомительным и оформляется через почту, постановка на учет возможна в любом помещении (не обязательно жилом), в том числе по адресу работодателя.

СПЧ подчеркивает, что на рассмотрении в Госдуме находятся законопроекты № 494206-5 и № 200753-6, призванных, по мнению разработчиков, упорядочить регистрационный учет, устранить так называемые «резиновые» дома и усилить ответственность за незаконную миграцию. Однако совет считает, что их следует кардинально переработать.

Так, отмечается, что вводить нижнюю границу площади помещения в 6 кв.м жилой площади на человека для возможности его регистрации не следует, поскольку это может нарушить права граждан, проживающих в общежитиях, коммунальных квартирах и наемном жилье, не всегда являющихся членами одной семьи. Также из законопроекта № 200753-6 нужно исключить ряд положений, в частности о фиктивной регистрации и ответственности за ее оформление. Действующие ст. 292, ст. 293, ст. 322.1, ст. 327 УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные составы преступлений.

Также совет подчеркивает, что процедуру и основания регистрационного учета россиян необходимо максимально упростить, чтобы все граждане имели возможность быть зарегистрированными. Предлагается процедуру учета сделать уведомительной, без принятия органом регистрационного учета решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. Для этого нужно обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

Планируется также расширить основания для регистрационного учета, чтобы исключить категории граждан, не подлежащие регистрации. «В настоящее время многие граждане проживают в дачных и садовых домах, коттеджах, апартаментах, модульных строительных вагонах-бытовках и др. Несмотря на то, что эти помещения являются местом жительства или местом пребывания, регистрация в них невозможна, поскольку они относятся к нежилому фонду и нередко расположены за пределами территории населенного пункта, хотя в них возможно, по крайней мере, временное проживание граждан», – отмечается в документе.

В связи с этим СПЧ разработал законопроект об усовершенствовании механизма регистрационного учета граждан РФ, устанавливающий, что гражданин регистрируется в жилом помещении, представляя документ о праве пользования этим жильем либо согласие проживающего в нем лица на вселение (существующий порядок). При отсутствии жилого помещения гражданин регистрируется в любом помещении, в котором проживает/пребывает, представляя соответствующий документ о наличии коттеджа, дачного, садового либо другого дома, апартамента, модульного вагона-бытовки и т.д.

Работающий граждан, не имеющий помещения, документа о вселении либо проживающий в помещении работодателя без почтового адреса, регистрируется по адресу работодателя. Неработающие граждане, не имеющие помещения либо жилищного документа, регистрируется по адресу территориального отдела ФМС России по месту своего жительства/пребывания.

Таким образом, подготовленный советом законопроект, в частности:

  • разграничивает понятия места жительства/пребывания (статистический учет) и регистрации по месту жительства/пребывания (адресный учет);
  • устанавливает, что регистрация по месту жительства является обязанностью, а регистрация по месту пребывания – правом, в случае пребывания до 90 дней, и обязанностью – когда гражданин прибывает в какое-либо место для работы или обучения, то есть на длительный период;
  • предусматривает возможность регистрации в любом помещении, не обязательно жилом.

«Нельзя смешивать жилищное законодательство (предоставление жилья и вселение) с административным (регистрация). Существующие гарантии защиты жилищных и гражданских прав остаются прежними. За нарушение жилищных и других прав привлекаемых к трудовой деятельности граждан работодатель отвечает по жилищному, гражданскому, административному, санитарно-эпидемиологическому, трудовому, уголовному и иному законодательству, но не административным отказом в регистрации», – считает СПЧ.

Источник: ИА «ГАРАНТ»

Тэги: , , , , ,