Центр «ГРАНИ» выпустил брошюру «Простые советы для родителей пермских дошколят»

01.10.2013

Центр «ГРАНИ» выпустил брошюру «Простые советы для родителей пермских дошколят», которая в доступной форме дает представление о нормативной базе работы детского сада и возможностях родителей влиять на качество дошкольного образования своих детей.

На вопросы «Эха» об этой брошюре ответили эксперты центра «ГРАНИ» Татьяна Грищукова и Елена Скрякова.

 

— Я держу в руках компактную книжечку карманного формата, в которой на самом деле очень много полезной информации. Что побудило центр «ГРАНИ» подготовить подобную книжку?

Скачать брошюру «Простые советы для родителей пермских дошколят (1020 кб) от 01.10.2013«

Татьяна Грищукова: В начале 2013 года мы проводили ситуационный анализ (когда ставится некая проблема в городе Перми, и мы с разными экспертами, участниками ситуации пытаемся ее решить), в фокусе которого оказалось дошкольное образование и ситуация с детскими садами. Это сервис, который недостаточно настроен в данный момент. Мы нащупали некое неблагополучие в рамках ситана и обещали, что подготовим простые советы, «объяснялки» для родителей, с помощью которых они смогут понять, что в детском саду движется правильно, что не так. Брошюрка, которую мы выпустили, посвящается как раз этому – некоторой сервисности учреждения, в котором ребенок находится целыми днями.

 

Елена Скрякова: Формат простых советов – один из излюбленных в центре «ГРАНИ». Когда возникает общественное обсуждение различных тем, центр проводит некий экспертный анализ, результатом которого становятся методички, выстроенные по типу простых советов. Даются в режиме «вопрос-ответ» конкретные рекомендации, как пошагово можно ту или иную проблему попытаться решить.

— Какие ключевые проблемы легли в основу этой методички для дошколят?

 

Татьяна Грищукова: Мы постарались отойти в обсуждении от тиражируемой в СМИ, новостях нехватки детских садов. Мы сознательно это делаем, потому что нам кажется, что мало просто говорить о том, что детям должны дать детский сад. Это действительно так, мы с этим не спорим, но важно, чтобы ребенку дали качественный детский сад. А иначе у нас получается очень серьезное расслоение. Один детский сад благодаря грамотному менеджеру, я имею в виду заведующего, действительно предоставляет очень хорошие услуги, там все замечательно, они еще где-то фору дадут коммерческим садикам. А некоторые настолько плетутся в хвосте, так далеки от качества, которое должно быть там…

«Это касается всей России: детские сады – немного забытая, оставленная на задворках тема, которой долго не придавали особого значения».

 

— В связи с этим маленький анекдот, который буквально недавно услышала от одного из сотрудников пермской системы образования. Молодая мама приходит в детский сад, чтобы посмотреть, куда же ей дали путевку, общается с заведующей и спрашивает: «А какие у вас работают специалисты?» На это заведующая смотрит на нее непонимающим взглядом и говорит: «У нас муниципальный детский сад». «Нет, вы не поняли, у вас же все равно работают какие-то специалисты». «Девушка, это вы не поняли – у нас муниципальный детский сад!».

 

Еще один вопрос – а почему, собственно, пермских дошколят? В чем пермская специфика?

 

Татьяна Грищукова: Наверное, особой специфики нет. Это касается всей России: детские сады – немного забытая, оставленная на задворках тема, которой долго не придавали особого значения. Сейчас действительно всплыла тема, что садиков не хватает, что их позакрывали в одно время. Но уже пришло время разговаривать о качестве, чтобы там обеспечивались безопасность и качественное образование. Это федеральный тренд, поскольку все мы знаем, что новый закон «Об образовании» вписывает как начальную ступень всего образования, которое гарантировано государством.

 

Елена Скрякова: Но все-таки пермская специфика в брошюре есть. Она связана с тем, что здесь довольно много отсылок к разным нормативным актам города Перми, в частности, муниципальный паспорт услуги дошкольного образования. Также в разделе, где мы говорим о том, каким образом можно получить информацию о качестве детского сада, где ее искать, что можно найти, там, конечно, тоже приводятся разные пермские порталы и площадки.

Анализируем нормативные документы

 

— Вы упомянули о нормативных документах, этому посвящен первый раздел вашего издания. Как вообще вы оцениваете открытость пермских органов власти, которые отвечают за дошкольное образование?

 

Татьяна Грищукова: Я бы сказала, что паспорт муниципальной услуги, о котором сейчас Елена упомянула, написан языком, который в принципе понятен простому потребителю. Я призываю всех родителей ознакомиться с этим документом, потому что там вполне себе понятным языком указывается, что учреждение обязано дать родителям.

 

— Кстати, где опубликован этот паспорт, кроме как в вашей брошюре?

 

Татьяна Грищукова: Вот это большая проблема, с которой я столкнулась, когда искала какие-то документы на тему дошкольного образования в Перми. Я нашла это только в нормативно-правовой базе – не совсем открытой. Наша база, которая установлена в «Гранях», достаточно полная – она позволила найти нужные мне документы. Но так, чтобы можно было найти где-то на портале, сайте образовательного учреждения, просто в интернете, кликнув «паспорт муниципальной услуги», этого нет. И это очень плохо. Мы разместили его в брошюре, полностью весь текст вложили туда, чтобы родители могли со ссылкой на принятое законодательство говорить о том, что в паспорте есть.

 

«Из расчета норматива на ребенка, который оплачивается детскому саду, можно купить одну пачку цветной бумаги в год! Одна пачка картона в год на ребенка, одна кисточка!»

— У вас есть не только приложение в виде паспорта муниципальной услуги, которое всем рекомендую прочитать. Есть еще приложение №2 – муниципальные нормы финансирования из расчета на одного воспитанника в возрасте от 3 до 7 лет. Здесь, дорогие родители, можете вообще по пунктам посмотреть – сколько молочка, яйца, карандашиков, резиновых мячей покупается для вашего ребенка, и сколько на все это конкретный муниципальный детский сад тратит денег в год.

 

Татьяна Грищукова: На самом деле, это только часть схем, таблиц, которые размещены в документе, на который у нас есть ссылка в брошюре. Есть они по каждому направлению деятельности, по всем расходным статьям расписываются. Мы привели в пример две таблицы, которые как раз касаются покупки игрушек, канцтоваров, питания. Это те статьи, к которым чаще всего у родителей есть претензии – «не хватает», «некачественно» и так далее. Родители, пожалуйста, обратите внимание, что из расчета норматива на ребенка, который оплачивается детскому саду, он может купить, чтобы было понятно, одну пачку цветной бумаги в год! Одна пачка картона в год на ребенка, одна кисточка! Я не знаю, у меня тоже есть дети, я уверена, что дома тратится значительно больше.

 

Поэтому когда вы ведете переговоры с заведующим детского сада, имейте это в виду. Он просто не может найти больше денег, кроме как дополнительные средства.

 

— По нормативным документам: здесь еще очень хорошо расшифровываются аббревиатуры МБДОУ, МАДОУ. Они означают, что сады как раз располагают достаточно разными возможностями в зарабатывании, привлечении внебюджетных средств, распоряжении ими, в том числе с участием родителей.

 

Татьяна Грищукова: Дело в том, что раньше у нас все муниципальные учреждения были бюджетными. В связи с реформой в бюджетной сфере существует три типа муниципальных учреждений: это казенные (в такой форме не создаются детские сады в Перми), бюджетные и автономные. Автономное учреждение более свободно, оно может привлекать больше дополнительных средств, у него больше каналов, оно в состоянии тратить деньги под малым контролем своего учредителя, которым в данном случае является департамент образования Перми. Бюджетное учреждение более ограничено, хотя и у него есть возможность зарабатывания. Тоже интересная информация для родителей, что автономные учреждения вправе, если их не устраивает поставщик каких-то товаров, поменять этого поставщика.

 

— В частности, продуктов питания.

 

Татьяна Грищукова: Продукты питания, услуги ремонта и так далее. Они могут взять и просто поменять организацию, которая им поставляет товары и услуги.

Возможности родительского влияния

 

— Как родители могут на это влиять?

 

Татьяна Грищукова: Вести переговоры с заведующей о том, что их не устраивает такое качество, например, некачественные продукты. Кто, как не родители, могут сказать, что их дети не ели селедку, потому что она была кислая, слишком соленая, что картошка была черная? Все мы это прекрасно знаем, нам дети это транслируют. Заведующий может быть не в курсе, хотя, конечно, они должны проверять все это и знать. Родители могут влиять на заведующего, и это проще проходит, если речь об автономном учреждении. В бюджетном все должно согласовываться с учредителем.

«Мне ответили, что это совершенно неважно, есть лицензия или нет. Таки нет, это очень важно, когда есть лицензия! Это должно быть тревожным сигналом для родителей, если ее нет».

— Очень важный момент, что дает знание о наличии у детского сада лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

 

Татьяна Грищукова: Дело в том, что в этом году я сама получала детский сад для своего ребенка, в отделе образования, и спросила, есть ли у того детского сада, который мне дали, лицензия. На это мне ответили, что это совершенно неважно, есть лицензия или нет. Таки нет, это очень важно, когда есть лицензия! Это должно быть тревожным сигналом для родителей, если ее нет. К этому надо обязательно стремиться и вести переговоры с заведующим. Понятно, что сейчас и так не хватает детских садов, нет возможности закрыть все нелицензируемые садики.

 

— А самое главное, надо понимать, почему ее нет, на каком основании, какие предписания контролирующих органов не были выполнены.

 

Татьяна Грищукова: Есть очень простые замечания, которые легко устранить. Есть серьезные нарушения, на которые у детского сада может не быть денег на ближайшее время, тогда я считаю, что родители могут вести переговоры с заведующим и попытаться своими силами решить какие-то проблемы. Если это, конечно, не требует огромного финансирования.

Оценка качества

 

— Теперь переходим к качеству. У вас есть целый перечень источников, где можно искать информацию о качестве. Официальные рейтинги, публичные отчеты, отзывы пользователей на различных общественных интернет-площадках. Куда идти в первую очередь, кому верить?

 

Елена Скрякова: Это, конечно, интересный вопрос. Верить нужно в первую очередь самому себе, своим глазам и анализировать целый комплекс информации. Безусловно, нельзя доверять ни одному из источников целиком, без достаточного анализа того, что там может быть прочитано или услышано. Официальные рейтинги, безусловно, составляются, прежде всего, для внутриведомственного использования. Поэтому критерии, которые там используются, понятны специалисту-управленцу. Но с точки зрения качества, которое потребители вкладывают в это понятие, может быть не все понятно и так однозначно.

 

— Например, по поводу публичного рейтинга: если мы говорим о качестве, то оно измеряется здоровьем, результатами теста первоклассников, участием детского сада в специализированной программе «Пермячок.ру» и качеством ведения официального сайта. Мне кажется, это очень странный набор критериев качества в образовании детей в дошкольном учреждении, можете со мной не соглашаться.

 

Татьяна Грищукова: Юля, безусловно, очень странный. Но не забывайте, что внутри дошкольного учреждения как такового услуги дошкольного образовательного учреждения расслаиваются на некоторые составляющие. Есть услуга «дошкольное образование», образовательная услуга, есть услуга детского сада. Сюда, как правило, еще прибавляется уход и присмотр за детьми.

 

Это явно какая-то внутриведомственная штука, которая очень сложно понимается родителями. Но качество образования учащихся я понимаю как качество образовательной услуги в первую очередь. Дети здоровые – это выполнение СанПиН по поводу того, какие нормативы при образовательной услуге используются. Правильная посадка за столом, нужное количество времени, потраченное на занятия, хорошее освещение зрения и так далее. Все эти составляющие складываются в пакетик «здоровье ребенка». Это к образовательной услуге, условиям ее предоставления.

 

— Где и как можно получить достоверную информацию о том, как все эти услуги оказываются? Публичный отчет нам такую информацию не предоставляет, рейтинг не предоставляет, потому что тут очень странные критерии. И мы идем на общественные площадки, где можем встретить таких же заинтересованных родителей, которые уже имеют какой-то опыт, могут выставлять какие-то оценки. Какой из исследованных ресурсов вы бы рекомендовали нашим слушателям для непосредственного участия в формировании этой экспертной оценки?

 

Елена Скрякова: Все-таки никакой. На каждом из порталов можно найти что-то полезное и важное по поводу того, в какое учреждение вы своего ребенка отдаете. Надо посмотреть самые разные вещи. Что-то можно найти на дошкольном портале Перми, что-то на сайте государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования, что-то можно найти просто на потребительских форумах, где родители обсуждают качество того или иного учреждения: проблемы или, наоборот, как хорошо устроено то или иное дело.

 

Татьяна Грищукова: Это действительно проблема. Все ресурсы, которые мы просмотрели, когда готовили методичку, не дают возможности просто сесть, открыть нужное учреждение и понять, как мамы, родители оценивают данное учреждение.

 

— Например, какое-то родительское рейтингование, хорошо бы, чтобы это было еще привязано к карте, чтобы я понимала, насколько садики находятся далеко от моего дома.

 

Татьяна Грищукова: Это было бы замечательно.

 

— Но такого ресурса сегодня нет?

 

Татьяна Грищукова: Он как-то размазан между всякими источниками. Но могу сказать, что в городе Перми, и это опять же федеральные веяния, создается система независимой оценки качества учреждений, предоставляющих социальные услуги. На этой теме можно подробно останавливаться в рамках другой дискуссии. Задача независимой оценки – раскрыть информацию о детском саде, потому что он входит в перечень учреждений, оказывающих соцуслуги. Тот человек, который водит ребенка в детский сад, понимает, по каким правилам и как происходит оказание услуги. А тот человек, который собирается привести, получает информацию, какой садик выбрать: «В этом больше спортивной направленности, с ними занимается какой-то классный спортсмен, замечательный физрук. А в этом детском саду отличный музыкант, а в этом замечательные воспитатели. Я могу выбрать тот набор, который мне нужен». На это заточена независимая оценка. В рамках нее, естественно, будут создаваться ресурсы, сайты, на которые можно зайти, кликнуть мышкой и посмотреть. Но сейчас я не могу их назвать, идет только-только становление процесса.

 

— Интересно, кто будет заниматься заполнением этих страничек? Сейчас каждый сад обязан раскрывать о себе информацию, в том числе выкладывать на сайтах предписания контролирующих органов, которые мешают ему получить лицензию. Но чаще всего сайты детских садов не являются для нас тем самым проводником, потому что нет унифицированных критериев, когда можно было бы сопоставить одно с другим. Я захожу в интернет-магазин, сравниваю 10 сковородок по разным параметрам. Я хочу иметь возможность таким же образом сравнить детские сады. Но, к сожалению, никто мне такой возможности не дает.

 

Елена Скрякова: Более того, публичный отчет детского сада, который должен частично выполнять именно эту функцию, так же ее для потребителя практически не выполняет. Они построены настолько по-разному: в одном, условно говоря, большая часть отчета дополнительным услугам посвящена, в другом – финансово-хозяйственной деятельности, в третьем еще что-то. Конечно, некая унификация документа способствует тому, что он бы стал частью информационной среды.

 

Татьяна Грищукова: Но все-таки это большой шаг вперед, что учреждения стали составлять эти отчеты. Я призываю всех родителей ознакомиться с ними. Эти отчеты размещаются либо на сайте департамента образования, либо на сайте учреждения. Отчет готовится ежегодно: на нем можно посмотреть динамику развития учреждения, в какую сторону оно двигается, найти для себя много важной информации, хотя она по-разному выстроена у разных детских садов. Тем не менее, читайте ее, она очень полезна.

 

— А насколько вообще детские сады готовы к открытости? В связи с распространением этих брошюр вы мне сказали перед эфиром: «Мы бы, конечно, распространяли в детских садах, но вроде как неудобно». По большому счету, сады не заинтересованы в такой клиентоориентированной работе. Почему нельзя в детских садах размещать советы для родителей пермских дошкольников?

 

Татьяна Грищукова: Чтобы в муниципальных учреждениях разместить какую-то информацию, брошюры, буклеты и так далее, нужно поставить в известность учредителя и администрацию самого учреждения. Поскольку департамент образования в нашем случае сам не транслирует желание вести активные переговоры с потребителями услуг – это мое мнение, могу ошибаться – то и заведующие часто ведут себя очень близко к этому же «штабу». Они держат себя как штаб, в который сложно проникнуть.

«Есть учреждения, которые по старинке держат оборону, ведут себя особнячком – вот там дети, родители, а по эту сторону баррикад — мы».

 

Я не скажу, что все – есть учреждения, часто автономные, которые уже почувствовали, что у них больше свободы, больше возможностей, и они стараются выстраивать взаимоотношения со своими потребителями. Потому что это очень важно, когда тебя понимают те, для кого ты оказываешь услуги. Они с тобой рука об руку решают проблемы, которые возникают каждый день. А есть учреждения, которые по старинке держат оборону, ведут себя особнячком – вот там дети, родители, а по эту сторону баррикад мы. Такое еще остается. Мне кажется, это пережиток старой системы.

Родительское сообщество — двигатель перемен

 

— Можем ли мы говорить, что у нас дует теплый ветер перемен, что наши садики будут больше клиентоориентированными в будущем?

 

Елена Скрякова: Наверное, надо стараться самим инициировать этот диалог с администрацией сада, воспитателем, потому что зачастую проблема возникает от непроговоренности. Родители между собой какую-то возникшую проблему активно обсуждают, но предложить какой-то конструктивный способ совместного решения – «давайте вместе подумаем, как с этим справиться» – на этот уровень выходят далеко не все.

 

— Хотите сказать, что делать сады клиентоориентированными должны сами клиенты?

 

Татьяна Грищукова: Я хотела сказать, что если администрация вдруг ведет себя так, как мы сказали выше, никто не мешает родителям активизироваться и начать предлагать конструктивные решения. Думаю, заведующие смогут решать проблему, увидев какой-то конструктив и позитив, а они рассчитывают на то, что все будут жаловаться, причем не только в учреждения, но и выше…

 

— Кстати, в брошюре есть отдельная глава, посвященная тому, как и куда жаловаться. Может быть, из-за нее такое прохладное отношение к этому изданию в сфере образования?

 

Татьяна Грищукова: Конечно, все равно у учреждения возникает некоторый невроз на эту тему. Их можно понять. Но мы старались дать все инструменты родителям, поэтому не исключили из нашей, как нам кажется, все-таки конструктивной брошюрки с советами еще и этот канал – обращение с жалобой. Мы постарались дать всю палитру, как пожаловаться и в самом учреждении, и выше, если учреждение не хочет решать проблемы.

 

«Говорить о сообществе родителей пермских дошколят в целом не совсем корректно. Существуют некие локальные общности, родительские клубы, отдельные личности… Наверное, будущее за этими самооорганизоваными группами».

— Родительское сообщество в Перми – существует ли оно, в каких формах, какие вы видите перспективы для его формирования, чтобы оно активно воздействовало на систему образования?

 

Елена Скрякова: Наверное, говорить о сообществе родителей пермских дошколят в целом не совсем корректно. Существуют некие локальные общности, родительские клубы, сообщества вокруг конкретных учреждений, отдельные личности, вокруг которых так или иначе клубятся родители, которые пытаются решить ту или иную проблему. Наверное, будущее за этими самооорганизоваными группами.

Татьяна Грищукова: Добавлю, что институционально созданы возможности участия и влияния родителей. В случае с автономным учреждением в нем обязательно должен быть наблюдательный совет. А во всех остальных могут создаваться общественные советы. Это консультативные органы, палитра здесь широкая, на эту тему у нас тоже выходит брошюра. Это могут быть управляющие советы, попечительские советы и так далее.

 

— Дорогие родители, берите инициативу в свои руки и занимайтесь качеством образования ваших детей самостоятельно. И последнее – где можно найти вашу брошюру?

 

Елена Скрякова: Электронный вариант размещен на сайте центра ГРАНИ. А бумажный вариант обязательно будет находиться во всех общественных центрах города, в детских библиотеках, приемной Уполномоченного по правам человека, в части других общественных приемных.

 

Татьяна Грищукова: Найдите через нашу группу «Вконтакте» —  «ЗА качественные муниципальные детские сады!». Заходите, регистрируйтесь, мы стараемся выкладывать туда интересную информацию.

Источник

Тэги: , , , , , , , , , , ,